b17f4e81

В России техосмотр отменят этим летом

Министерство внутренних дел (МВД) России подготовило проект документа о введении моратория на проведение государственного технического осмотра в России сроком на один год.

Талоны ТО для новых автомобилей в ведомстве хотят выдавать без проверок. Министерство также готово к открытой продаже госномеров автомобилей.

Согласно проекту постановления правительства, в 2011 г. ГИБДД не будет проводить технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, разрешенная масса которых составляет менее 3,5 т.

Из документа следует, что срок действия талонов ТО для таких машин будет продлен еще на 12 месяцев. Одновременно предлагается отменить техосмотр для новых автомобилей. Согласно документу талоны ТО на такие машины должны выдаваться при постановке на учет, без проведения дополнительных проверок, пишут сегодня «Московские новости».

В МВД надеются, что контроль над проведением техосмотра до конца не будет выведен из его ведения. Это следует из текста законопроекта, который был внесен в Белый дом вместе с проектом постановления и касается правил регистрации транспортных средств.

Напомним, что об отмене процедуры государственного технического осмотра не так давно заговорил президент России. Автомобилисты трижды перекрестились и тихо шепнули: «Ура». Но мало кто представляет себе, что может прийти на смену действующей ныне процедуре ТО. Пока нет ясности и в коридорах власти. Соответствующий закон, скорее всего, будет принят 20 мая. И может статься так, что после «ребрендинга» техосмотра автолюбителей будут ждать не «приятности», обещанные главой транспортного комитета Госдумы, а еще большее количество проблем.

Странно, что об упразднении опостылевшей и действительно бесполезной процедуры заговорили только сейчас. Проблема назрела давно, еще в те далекие годы, когда в строй был введен так называемый инструментальный контроль. Напомню: раньше техосмотр сводился к проверкам CO в выхлопе, работы стеклоочистителей, фар, поворотников, аварийки, ручного тормоза. Также требовалась аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Стоимость этого «священного обряда» равнялась сущим копейкам, и проводился он на открытых площадках. На регулировку фар внимания не обращали, цвет поворотников значения для инспекторов не имел. Затем в МРЭО появились монументальные ПИКи, а сама процедура подорожала в разы. С кенгуринами на внедорожнике (что разрешено действующим техрегламентом) и «американскими» габаритами (что запрещено действующим техрегламентом) — одинаково «на выход». Но ладно, кенгурин можно снять, оптику в ряде случаев — поменять. Главный же бич современного ТО — очереди. И после очередного витка «борьбы с коррупцией», когда получить заветный талончик с «доставкой на дом» стало куда проблематичнее, чем раньше, они увеличились в разы, достигнув колоссальных величин.

Автор этих строк лично прибыл в конце апреля в МРЭО Северо-Западного округа. С понятной целью: честно пройти техосмотр. Оценив масштабы бедствия, пришлось развернуться и отправиться восвояси — в очереди передо мной я насчитал более 70 автомобилей. Времени было три часа дня. До вечера бы явно не управился. Это называется «борьба с коррупцией»? Ради чего? Уж точно не ради людей. Тем более что сейчас по-прежнему можно получить талон без демонстрации автомобиля в пункте инструментального контроля. Разве что такого рода «помощь» стала дороже.

Что такое «Aygo»?

На данный момент предполагается, что процедура техосмотра: а) будет отменена для автомобилей моложе трех лет, б) передана в руки частных организаций, которые и займутся контролем над техническим состоянием машин, что старше указанного выше возраста. С первым пунктом все ясно: действительно, к чему гонять на пункты техосмотра владельцев новых автомобилей? За неисправности пусть отвечает производитель. А вот со вторым не все так просто. Что понимается под «частными организациями»? По всей видимости, речь идет об официальных дилерах. На это косвенно намекают и эксперты. В частности, глава всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков в интервью ИА РБК отметил, что заключение об исправности автомобиля могут давать станции техобслуживания: «Если он (владелец) в течение нескольких лет проводит профилактические и ремонтные работы, замену расходников, замену жидкостей, тормозных колодок, то есть машина на учете и на контроле в этой станции техобслуживания, то эта станция техобслуживания может дать подтверждение в виде того же талона или некой диагностической карты, что автомобиль соответствует техническим нормативам. Тогда автосервис будет нести ответственность за техническое состояние автомобиля, поскольку это их клиент, они знают эту машину, они ее периодически проверяют». То есть понятно, что «некую диагностическую карту» не сможет выдать ни «гаражный сервис», в котором владелец самостоятельно обслуживает свой престарелый автомобиль, ни та станция техобслуживания, что работает без «легальной вывески».

Прямой путь — только к «официалам» либо на специализированный сервис, работающий с определенными марками авто. Здесь возникает сразу два вопроса. Первый: как быть владельцам тех машин, что никогда не поставлялись к нам официально? Например Lincoln или Acura? Таких по всей России — десятки тысяч. А что насчет марок, давно прекративших свое существование? Или моделей, снятых с производства? Многие ли работники дилерских СТО компании «Форд» своими глазами хоть раз в жизни видели Ford Thunderbird? А дилеры «Тойоты» — такие машины, как Toyota Aygo или Fortuner? Живо в памяти воспоминание, когда «официалы» грустно развели руками в ответ на просьбу продиагностировать работу пневмоподвески моего внедорожника: «Не знаем, не умеем, но можем попытаться». Второй вопрос: во сколько обойдется процедура ТО у дилера? Ведь не секрет, что любая операция в «официальной» СТО намного дороже, чем у неавторизированных конкурентов, работающих с такими же марками и моделями машин.

Смена кормушки

И наконец, главная «страшилка», о которой без устали говорят на автофорумах. Все мы прекрасно помним историю с отменой транспортного налога путем включения его в стоимость топлива. Инициатива тоже была правильной и понятной. Но получилось «как всегда». И налог остался, и бензин подорожал. Вполне возможно, что упрощение процедуры прохождения техосмотра выльется в настоящий кошмар. То, что талон станет дороже, — понятно. То, что некоторые нечистые на руку работники специализированных и дилерских СТО смогут при желании признать любой автомобиль неисправным и извлечь из этого определенную выгоду, — тоже понятно. Главное — в другом. Подробности законопроекта, который 20 мая в третьем чтении должны принять депутаты, не разглашаются. Не говорится и о реакции руководства ГИБДД. Это заставляет нервничать. Как известно, если где-то убудет, значит, где-то обязательно прибудет. Итак, гаишники лишаются возможности и далее собирать дань с автомобилистов в ходе ТО. Автомобилисты радостно устремляются к дилерам и без очередей проходят техосмотр. А затем в лобовое стекло машины одного из счастливчиков на МКАДе попадает камушек. Скол, маленькая трещина. На ближайшем посту — остановка и снятие номеров. По какому праву? А по такому, что сотрудники ДПС, лишившись одной кормушки, получат другую: возможность проводить «мобильный» техосмотр на любом из постов. Никакого дорогостоящего оборудования для этого не потребуется. Внезапно отказал ручник? Снятие номеров. После ТО была разбита фара и заменена на другую, при этом со светом «что-то не то»? Снятие номеров. Перегорела лампочка, умирает «катализатор», просрочена аптечка… И так до бесконечности. Похоже на выдумку? Вспомните историю о транспортном налоге еще раз. Ждем 20 мая. «Приятностей» или кошмаров. В любом случае придется с ними жить.
У нас и у них

А как обстоят дела с прохождением техосмотра в бывших республиках Советского Союза? В Беларуси эту процедуру отменять никто и не думал. Однако, в отличие от России, тамошние автомобилисты имеют возможность пройти ТО на многочисленных диагностических станциях — предприятиях, получивших в Минтрансе РБ специальные разрешения. На один только маленький Минск таких станций — тридцать четыре. При этом «развод» вроде бы исключен: диагностические пункты не имеют права осуществлять ремонт автомобилей. На данный момент стоимость прохождения техосмотра в Беларуси составляет чуть менее 300 российских рублей.
Жива эта процедура и на Украине. Там можно пройти ТО в частных станциях техобслуживания. Если тормозная система машины, рулевой механизм, внешние световые приборы исправны, «дворники» и стеклоомыватели работают в штатном режиме, шины не изношены, утечек жидкостей нет, а в багажнике лежит огнетушитель, аптечка и знак аварийной остановки, на СТО выдается протокол техосмотра, который считается действительным в течение 45 дней. Стоит он в переводе на российские рубли в среднем 300-600 рублей. Затем автовладелец обязан прибыть в МРЭО по месту регистрации машины, сдать все необходимые документы и получить талон ТО (за него придется заплатить чуть более 300 российских рублей). В ближайшем времени техосмотр на Украине вообще может быть отменен: соответствующий законопроект был внесен президентом страны в Верховную Раду 15 апреля 2011 года.

В Грузии ТО нет в принципе. В 2004 году на него был объявлен мораторий. «К сожалению, у нас пока злоупотребляют и наживаются на прохождении машинами техосмотров, поэтому мы приняли решение объявить мораторий на техосмотр. До 2007 года мы не будем требовать ни обязательного техосмотра, ни обязательного страхования на автомашины», — заявил тогда президент страны Михаил Саакашвили. Необходимости в прохождении техосмотра у грузинских автовладельцев нет и по сей день. Как и необходимости в уплате транспортного налога.

Оставить комментарий

Видео
Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031